Еще
один проект TQWP
на НОЭМА 75 ГДШ 33 16 Ом.
Цель статьи -
добавить хоть крупицу информации по TQWP проектам к уже имеющемуся
русскоязычному материалу, которого, к
сожалению, пока очень и очень немного.
Сразу оговорюсь, что движущей силой воплощения в жизнь этого проекта был в основном интерес, возникший по прочтении публикаций про TQWP, размещенных на этом и заграничных сайтах. Чтобы послушать, как это звучит, пришлось делать самому.
Вот, что получилось (Фото 1.):
|
АС размещены вдоль длинной стены комнаты (16 кв.м) на расстоянии 1,7 м друг от друга и слегка повернуты к слушателю. АС очень критичны к установке. Очень не любят находиться в углах комнаты и на близком расстоянии от боковых стен. |
Фото 1. |
|
Конструкция АС.
Корпус АС был рассчитан с помощью программы, помещенной на этом сайте. Внутренний расчетный объем - 150 литров, фактический - около 140 литров.
Основной внешний каркас изготовлен в столярной мастерской (в этот раз решил семью не напрягать, а то домашние еще не совсем отошли от двухнедельного строительства сабвуфера на кухне). Все остальные работы по доводке АС (внутренняя оклейка оргалитом, установка распорок и дополнительного усиления стенок, оклейка боковых стенок виниловой пленкой) выполнены в домашних условиях.
Для изготовления АС были использованы следующие материалы:
- передняя панель и низ – массив орехового дерева, толщиной 40 мм;
- задняя крышка (съемная) – березовая фанера (18 мм) + оргалит (4 мм);
- верх (трехслойный) – массив ясеня (20 мм) + фанера (18 мм) + оргалит (4 мм);
- боковые стенки (двухслойные) - фанера (18 мм) + оргалит (4 мм);
- внутренняя перегородка (трехслойная) - оргалит (4 мм) + фанера (18 мм) + оргалит (4 мм).
|
|
Боковые стенки дополнительно усилены (примерно 50% площади) фанерой (18 мм) – см. Фото 2. |
Задняя стенка усилена ребрами жесткости (бруски 40х20 мм) – см. Фото 3. |
|
Между боковыми стенками АС установлены распорки из березовых брусков (40х20 мм) – см. Фото 3. |
Корпус собран встык через дубовые бруски (20х20 мм) с помощью 3,5х35 мм строительных шурупов по дереву и клея ПВА.
Дополнительно установлен высокочастотный динамик в рупорном оформлении.
Для высокочастотного динамика изначально из фанеры был изготовлен корпус для установки пластикового рупора (Фото 5 и 6).
|
|
Фото 5. |
Фото 6. |
Затем, после многочисленных прослушиваний, от использования пластикового рупора пришлось отказаться. Предпочтение было отдано деревянному рупору (Фото 7 и Фото 8).
|
|
Фото 7. |
Фото 8. |
Высокочастотники – от полочников B&W 302. Подключены через родные фильтры последовательно с согласующими резисторами (3,9 Ом – режим Light и 5,0 Ом - режим Soft) через трехпозиционный переключатель.
Количество,
размещение и типы звукопоглотителя:
В узкой части рупора находится пара горстей распушенной хлопчатобумажной ваты, на задней стенке (напротив динамика) прикреплен небольшой валик синтепона.
Внутренняя
поверхность корпуса оклеена 5 мм пеноизолом.
***
Сознательно пытался избежать темы, касающейся настройки АС. Но все таки… Считаю, что эти АС требуют индивидуальной настройки в зависимости от используемой системы для воспроизведения музыки, а также свойств и размеров помещения, в котором они будут установлены. Вес АС – 53 кг каждая. Перемещение колонок даже в пределах одной комнаты весьма затруднительно, не говоря уже о том, чтобы таскать их по вечерам к товарищам на прослушивание. Поэтому окончательная настройка АС должна производится там, где они в дальнейшем будут работать. У меня на определение оптимального места установки и настройку АС ушло около трех месяцев. Схем расположения звукопоглощающих и демпфирующих материалов внутри корпусов TQWP множество. Сначала я поспешил и, приняв за аксиому рекомендации других самодельщиков, при сборке АС доверху заполнил узкую часть рупора звукопоглотителем. Это было ошибкой. Из-за этого была потеряна уйма времени и сил, пока методом неоднократных проб, почти полностью удалив из колонок звукопоглощающие материалы, я не пришел к удовлетворительному варианту демпфирования АС. Из моих наблюдений следует, что на изменение звучания АС наиболее влияют именно количество и тип звукопоглотителя, размещенного в узкой части рупора и менее – в широкой.
Напоследок еще несколько фотографий:
|
|
Фото 9. Левый канал |
Фото 10. Правый канал. |
|
|
Фото 11. JMLabы теперь перекочевали на тылы. |
Фото 12. Комната для прослушивания музыки и просмотра кино |
Да, а что же интерес? Удовлетворен. Чуда не произошло, но новые акустические системы оказались не то, чтобы очень хороши, но очень даже не плохи, что в конечном итоге заставило меня при прослушивании музыки отказаться от своих старых JMLab Symbol 15.