лМалыш╗
из рода TQWP.
1.
Предистория
Началось всё в 2001 году, когда у бабушки в деревне была обнаружена неисправная радиола лСакта╗ производства Рижского радиозавода (РРЗ). Из нее успешно был извлечен исправный динамик 5ГД-1-65. При первом же прослушивании я был поражен тем, как здорово данный динамик воспроизводит голоса исполнителей и звучание акустических инструментов.
Тут же были начаты поиски информации о данной динамической головке в Интернете. Сведения были скудными. Параметров для расчета акустического оформления, не считая резонансной частоты и диапазона воспроизводимых частот, Ц ноль. Но именно тогда одна из ссылок в YandexТе привела меня на страничку форума лHi-Fi.ru╗, где некто Александр Клячин (тогда я еще не знал, кто это такой) лестно отзывался о данной головке. Так же мне попалась электронная версия статьи ныне покойного В.Шорова из журнала лРадио╗ № 8 за 1970г. (млин, меня еще и в планах не было) с описанием интересной конструкции АС для данной головки. Данная конструкция меня заинтересовала и, так как я уже давно являлся участником форума лxUSSR-Hi-Fi╗, я обратился за разъяснениями и помощью туда. Камрады Gajdar (Виктор Голиков) и Bubuka посоветовали изготовить корпус типа TQWP. На сайте GajdarТа с описанием его АС типа TQWP на 12Ф-ых широкополосных головках 75ГДШ-33 я уже был, и XLS-файл для расчёта данного акустического оформления у меня уже имелся. Но тогда меня хватило только на то, чтобы рассчитать размеры корпуса для паспортной величины Fs, равной 65Гц. Свободного времени было очень мало, и я решил отложить изготовления АС до ллучших времен╗. Все это время динамик работал в акустическом экране в качестве центральном канала домашнего кинотеатра.
Последней каплей, подвигшей меня на сооружения данной АС, было появление данного сайта Игоря Свиридова, на котором имелись статьи с описанием АС типа TQWP на различных широкополосных головках и (о, чудо!), русскоязычной программы для расчета. Игорь так же просил присылать свои статьи по данной теме, и я решил, что лвремя пришло╗.
2.
Сам процесс
Я
был
настолько
решительно
настроен, что
даже
неважные
параметры
моего 5ГД-1,
полученные
после серии
измерений (Fs=100Гц, Qts=0,78)
меня не
остановили. Я
взялся за
дело. Скачал
программу
Игоря и стал
заносить
параметры
динамика. Тут
меня ждал еще
один лподводный
камень╗
- программе
для расчета
требовалась
величина
диаметра
диффузора, а у
5ГД-1
последний
имеет
эллиптическую
форму. Но и
тут все
оказалось
просто Ц
программа
через
диаметр
рассчитывает
площадь
диффузора
динамика, и
дальше в
расчетах
использует
это значение.
Поэтому,
вспомнив
аналитическую
геометрию (как-никак,
математический
факультет за
спиной) Ц
посчитал
диаметр
круга, имеющего
ту же площадь,
что и лэллипс╗
моего 5ГД-1. На
всякий
случай
проконсультировался
с автором в гостинной
Ц оказалось,
что я все
сделал
правильно.
Кому
интересно
- результаты
расчета
можно
посмотреть здесь.
В качестве материала для корпуса использованы остатки стенок старого шкафа - ДСП толщиной 21мм (боковые панели) и 19мм (все остальные панели). Распиловка производилась на лциркулярке╗, поэтому проблем с прямыми углами не было. Процесс сборки корпуса аналогичен тому, что описан на японском сайте (ссылка имеется в соответствующем разделе данного ресурса). С учетом толщины материала в итоге получился ящичек с габаритами (в мм): 745-225-375 (высота-ширина-глубина).
На
приведенных
ниже фото
показан
готовый
корпус АС (без
боковой
стенки),
покрытый
резинобитумной
мастикой и
оклеенный
линолеумом
на войлочной
основе (сам
процесс
оклейки
описан чуть
ниже).
Далее показан процесс оклейки линолеумом второй боковой панели:
Сначала по краю панели были приклеены лМоментом╗ полоски тонкого изолона (такой толстый полиэтилен). Затем на панель был нанесен слой мастики. Через два дня (после того, как мастика подсохла) этой же мастикой (о-о-о-чень то-о-о-онким слоем) покрывались вырезанные заранее куски линолеума, которые затем приклеивались на свои места. Ну, и в завершение были удалены полоски изолона.
Вот
АС в сборе (правда,
еще без
отделки):
Далее
показано
заполнение
корпуса
ватой (осталась
от старых 20АС-1)
и сам 5ГД1-RRR
крупно:
Все сделано так, как описано в программе. Эффект от заполнения Ц впечатляет. Без заполнения из порта лезет всё, что попало. После заполнения Ц одни низкие частоты. Крысота! J
Головка 5ГД-1 немного доработана: с лицевой стороны удалены картонные дуги, а на их место вклеено кольцо из 5-мм изолона. Такое же кольцо приклеено с внутренней стороны большого кольца корзины. Это позволяет не только подавить резонансный призвук стальной корзины, но и загерметизировать стык между корзиной головки и корпусом АС. Внутренние поверхности стоек корзины обклеены кусочками линолеума на войлочной основе.
На
последнем
фото хорошо
видны
самодельные
кабели-косички,
изготовленные
из обрезков
сетевого
кабеля 5-ой
категории.
3.
Первые
впечатления
Прослушивание проводилось на классическом ламповом лоднотактнике╗ без общей ООС (6Н3П- 6П14П-ТВЗ-1-9) Источник Ц CD-проигрыватель лPioneer╗ PD-S602. Про оркестровую классику сказать ничего не могу (личных записей нет), а вот камерные дуэты-трио-квартеты звучат здорово. Так же хорошо АС воспроизводит джаз и фолк. Для блюза и рок-н-рола одного 5ГД-1 уже не хватает Ц нет ни лнизов╗, ни лверхов╗.
4.
Планы
1) Оклеить корпус АС лсамоклейкой╗ под цвет имеющейся мебели, изготовление фальш-панели и гриля.
2) Приобрести качественные ВЧ-динамики. Еще на этапе расчетов вопрос о ВЧ-головке для данной АС был поставлен мной на форуме упомянутого выше А.Клячина. Александр посоветовал использовать головку Vifa D19SD-05-08).
3) Добыть второй такой динамик (одна радиола, к примеру, ждет меня в глухой деревне на границе Тверской и Новгородской областиЕ) и изготовить вторую колонку.
4) Изготовление активного сабвуфера на лчетверке резвых╗ 10ГД-30Б (20ГДН-1-8) и ламповом лдвухтактнике╗ (6Н2П, 6П36C).