TQWT (Tapered Quarter Wave Tube)
по-нашему!
Цель
данного материала - обратить внимание
самодельщиков на TQWT .
Переслушав
много акустики, я был поражен звучанием
колонок (пр-во Англии, как мне сказали) с
квадратной дырой снизу, в одном из
комиссионных магазинов города. Цена тоже
была впечатляющей: около 1200$.
Насобирав
кучу материала и изучив его, понял, что
сделать похожие колонки своими руками не
представляет большой сложности. Занимаясь
конструированием УМЗЧ, исключительно
ламповых, я понял уже давно - невозможно
обойтись без хорошей акустики. А
все хорошее стоит много денег. Попытался
сформулировать основные требования к
будущей конструкции:
1.
В связи с риском потратить деньги вхолостую
– все должно быть недорогим.
2.
Чувствительность будущего агрегата должна
быть не ниже 90 Дб.
Динамиков
с подходящей чувствительностью нашего
производства не так уж и много. Можно
использовать КИНАП 4А32 или 4А28 или 50гдш1.
Колонки на динамиках 4А32 у меня уже есть и
они мне нравятся, но для малогабаритной
квартиры они не сильно подходят, все же 4А32
нужен простор, тогда они по настоящему себя
раскрывают, да и купить хорошие достаточно
сложно, их все меньше и меньше. Остается 50гдш-1.
Поехал на рынок и купил для пробы парочку.
Снял с них характеристики и сравнил с
заводскими Fрез;
получилась у одного 73Гц, а у другого 50Гц!
Представляете какой разброс! Опять поехал
на рынок искать пару, продавцы помогли.
Заодно решил купить еще по паре 50гдн19д , 25гдв23д
и PT35A
(SENON).
Итак характеристики :
50ГДШ-1
Номинальное электрическое
сопротивление 4 Ом. Предельная шумовая
мощность50,0 Вт. Предельная долговременная
мощность75,0 Вт. Предельная кратковременная
мощность100,0 Вт. Уровень характеристической
чувствительности в диапазоне частот (500-5000)
Гц95,5 дБ. Эффективный рабочий диапазон
частот при неравномерности ЧХ 15 дБ, не уже
80-10000Гц. Частота основного резонанса65 ± 15 Гц.
Габаритные размерыD278 x 122 мм. Масса3,9 кг
50ГДН-19Д
Головка
круглая, предназначена для применения в
многополосных акустических системах,
акустических модулях и блоках музыкальных
ансамблей.
Способна выдерживать
значительные акустические перегрузки.
Номинальное электрическое сопротивление 4
Ом. Предельная шумовая мощность 50,0 Вт
Предельная долговременная мощность 75,0 Вт
Предельная кратковременная мощность 100,0 Вт
Уровень характеристической
чувствительности в диапазоне частот (100-2000)
Гц 91 дБ. Эффективный рабочий диапазон
частот 30-3150 Гц. Уровень среднего звукового
давления при мощности 50 Вт 108 дБ.
Неравномерность частотной характеристики
звукового давления в диапазоне частот
(100-2500) Гц, не более 8 дБ. Частота основного
резонанса 50 Гц. Эквивалентный объем 0,03 м3
. Полная добротность 0,5. Габаритные размеры
D278 x 118 мм. Масса 3,9 кг.
25ГДВ-23Д
Высокочастотная головка, предназначена для применения в акустических системах закрытого типа.
Номинальное электрическое сопротивление 4 Ом. Предельная шумовая мощность 25 Вт. Предельная долговременная мощность 25 Вт. Предельная кратковременная мощность 35 Вт. Уровень характеристической чувствительности в диапазоне частот (8000-16000) Гц 102 дБ. Эффективный рабочий диапазон частот при неравномерности ЧХ 14 дБ, не уже 5000-25000 Гц; Габаритные размеры 112x112х88 мм. Масса 1,0 кг
PT
35A
Номинальное электрическое сопротивление 8 Ом. Предельная шумовая мощность 25 Вт. Уровень характеристической чувствительности 100 дБ. Эффективный рабочий диапазон частот при неравномерности ЧХ 14 дБ, не уже 2000-20000 Гц; Габаритные размеры 112x112х88 мм. Масса 0,95 кг.
Итак,
есть четыре пары динамиков с одинаковыми
посадочными размерами. То есть в рамках
одного корпуса динамики взаимозаменяемы.
Пары составлены следующим образом: 50гдш-1 и
25гдв-23д, 50гдн19д и Рт35а. Далее – дело техники.
Берете программу для расчета
геометрических размеров корпуса колонки
TQWT с http://www.metaleater.narod.ru/ и подставляете данные.
Дальше надо обзавестись одним листом 3000х1500х15
мм фанеры «ФСФ», деревянным бруском 30х30х6000
мм (в кол-ве 6 шт.) , саморезами 3,5х40 мм (около
200 шт.), банкой клея ПВА, нехитрым столярным
инструментом, акустическими разъемами и проводом, разделительными
фильтрами 1 порядка (частота раздела в
первом случае составляет 8000Гц и 3500Гц- во
втором), тюбиком клея «Момент" и
силиконового герметика, синтепоном (0,9х2 м),
противошумовой автомастикой и самое
главное - терпением.
Все выпиленные под
размер листы корпуса соединяются
посредством клея, брусков и шурупов.
Все
углы с внутренней стороны промазываются
герметиком, а стенки покрываются
противошумовой мастикой, затем
обклеиваются синтепоном. Последней -
прикручивается боковая стенка. Снаружи
утопленные головки саморезов замазываются
штаклевкой но дереву. Отделка может быть
шпоном, пленкой и
др. Я применил по березовой фанере – лак.
Все операции можно видеть на фотографиях.
Я
не эксперт, но звучание отличное! Клоны S-90
рядом не стояли. Колонки на динамиках 50гдш-1
и 25гдв-23д можно порекомендовать для
усилителей SE,
а на оставшейся паре – для обладателей РР
усилителей.
Теперь
о финансах. Затраты на материал и детали
составляют около 120$ на каждую, не считая
затрат электричества и времени.
Есть
несколько советов, но они идут в разрез с
понятием экономии:
1.
Динамики можно заменить на импортные с
похожими размерами и характеристиками.
2.
В место автомастики можно использовать
шумопоглощающие листы , которыми
обклеивается вся внутренняя поверхность.
3.
Отдать изготовление корпуса в столярку.
4.
Если использовать отечественные
динамики, их можно немного доработать по
методу «Горыныча», а именно опустить Fрез,
уменьшить неравномерность АЧХ.
Если
кого заинтересовало, эскизы могу выслать.
PS
Хочу выразить особую благодарность супруге
и моим детям за то, что они с пониманием
относятся к моему хобби. Ведь среди всего
этого им приходится жить.
Дмитрий
Андреев,