Еще один проект TQWP на НОЭМА 75 ГДШ 33 16 Ом.

 

Цель статьи - добавить хоть крупицу информации по TQWP проектам к уже имеющемуся русскоязычному материалу, которого, к сожалению, пока очень и очень немного.  

Сразу оговорюсь, что движущей силой воплощения в жизнь этого проекта был в основном интерес, возникший по прочтении публикаций про TQWP, размещенных на этом и заграничных сайтах.  Чтобы послушать, как это звучит, пришлось делать самому.

 Вот, что получилось (Фото 1.):

 

 

АС размещены вдоль длинной стены комнаты (16 кв.м) на расстоянии 1,7 м друг от друга и слегка повернуты к слушателю.

АС очень критичны к установке. Очень не любят находиться в углах комнаты и на близком расстоянии от боковых стен.

 

Фото 1.

 

 Конструкция АС.

Корпус АС был рассчитан с помощью программы, помещенной на этом сайте. Внутренний расчетный объем - 150 литров, фактический - около 140 литров.

Основной внешний каркас изготовлен в столярной мастерской (в этот раз решил семью не напрягать, а то домашние еще не совсем отошли от двухнедельного строительства сабвуфера на кухне). Все остальные работы по доводке АС (внутренняя оклейка оргалитом, установка распорок и дополнительного усиления стенок, оклейка боковых стенок виниловой пленкой) выполнены в домашних условиях.

 Для изготовления АС были использованы следующие материалы:

-         передняя панель и низ – массив орехового дерева, толщиной 40 мм;

-         задняя крышка (съемная) – березовая фанера (18 мм) + оргалит (4 мм);

-         верх (трехслойный) – массив ясеня (20 мм) + фанера (18 мм) + оргалит (4 мм);

-         боковые стенки (двухслойные) - фанера (18 мм) + оргалит (4 мм);

-         внутренняя перегородка (трехслойная) - оргалит (4 мм) + фанера (18 мм) + оргалит (4 мм).

Боковые стенки дополнительно усилены (примерно 50% площади) фанерой (18 мм) – см. Фото 2.

 

Задняя стенка усилена ребрами жесткости (бруски 40х20 мм) – см. Фото 3.

 

 

 

 

 

Между боковыми стенками АС установлены распорки из березовых брусков (40х20 мм) – см. Фото 3.

 

 Корпус собран встык через дубовые бруски (20х20 мм) с помощью 3,5х35 мм строительных шурупов по дереву и клея ПВА.

 Дополнительно установлен высокочастотный динамик в рупорном оформлении.

Для высокочастотного динамика изначально из фанеры был изготовлен корпус для установки пластикового рупора (Фото 5 и 6).

Фото 5.

Фото 6.

 Затем, после многочисленных прослушиваний, от использования пластикового рупора пришлось отказаться. Предпочтение было отдано деревянному рупору (Фото 7 и Фото 8).

Фото 7.

Фото 8.

 Высокочастотники – от полочников B&W 302. Подключены через родные фильтры последовательно с согласующими резисторами (3,9 Ом – режим Light и 5,0 Ом - режим Soft) через трехпозиционный переключатель.

 Количество, размещение и типы звукопоглотителя:

В узкой части рупора находится пара горстей распушенной хлопчатобумажной ваты, на задней стенке (напротив динамика) прикреплен небольшой валик синтепона.

Внутренняя поверхность корпуса оклеена 5 мм пеноизолом. 

***

Сознательно пытался избежать темы, касающейся настройки АС. Но все таки… Считаю, что эти АС требуют индивидуальной настройки в зависимости от используемой системы для воспроизведения музыки, а также свойств и размеров помещения, в котором они будут установлены. Вес АС – 53 кг каждая. Перемещение колонок даже в пределах одной комнаты весьма затруднительно, не говоря уже о том, чтобы таскать их по вечерам к товарищам на прослушивание. Поэтому окончательная настройка АС должна производится там, где они в дальнейшем будут работать. У меня на определение оптимального места установки и настройку АС ушло около трех месяцев. Схем расположения звукопоглощающих и демпфирующих материалов внутри корпусов TQWP множество. Сначала я поспешил и, приняв за аксиому рекомендации других самодельщиков, при сборке АС доверху заполнил узкую часть рупора звукопоглотителем. Это было ошибкой. Из-за этого была потеряна уйма времени и сил, пока методом неоднократных проб, почти полностью удалив из колонок звукопоглощающие материалы, я не пришел к удовлетворительному варианту демпфирования АС. Из моих наблюдений следует, что на изменение звучания АС наиболее влияют именно количество и тип звукопоглотителя, размещенного в узкой части рупора и менее – в широкой.

 Напоследок еще несколько фотографий:

Фото 9. Левый канал

Фото 10. Правый канал.

 

Фото 11.

JMLabы теперь перекочевали на тылы.

 

Фото 12.

Комната для прослушивания музыки и просмотра кино

Да, а что же интерес? Удовлетворен. Чуда не произошло, но новые акустические системы оказались не то, чтобы очень хороши, но очень даже не плохи, что в конечном итоге заставило меня при прослушивании музыки отказаться от своих старых JMLab Symbol 15.

 

 Сергей Трушин.

Hosted by uCoz