лМалыш╗ из рода TQWP.

 1. Предистория

 Началось всё в 2001 году, когда у бабушки в деревне была обнаружена неисправная радиола лСакта╗ производства Рижского радиозавода (РРЗ). Из нее успешно был извлечен исправный динамик 5ГД-1-65. При первом же прослушивании я был поражен тем, как здорово данный динамик воспроизводит голоса исполнителей и звучание акустических инструментов.

 Тут же были начаты поиски информации о данной динамической головке в Интернете. Сведения были скудными. Параметров для расчета акустического оформления, не считая резонансной частоты и диапазона воспроизводимых частот, Ц ноль. Но именно тогда одна из ссылок в YandexТе привела меня на страничку форума лHi-Fi.ru╗, где некто Александр Клячин (тогда я еще не знал, кто это такой) лестно отзывался о данной головке. Так же мне попалась электронная версия статьи ныне покойного В.Шорова из  журнала лРадио╗ № 8 за 1970г. (млин, меня еще и в планах не было) с описанием интересной конструкции АС для данной головки. Данная конструкция меня заинтересовала и, так как я уже давно являлся участником форума лxUSSR-Hi-Fi╗, я обратился за разъяснениями и помощью туда. Камрады Gajdar (Виктор Голиков) и Bubuka посоветовали изготовить корпус типа TQWP. На сайте GajdarТа с описанием его АС типа TQWP на 12Ф-ых широкополосных головках 75ГДШ-33 я уже был, и XLS-файл для расчёта данного акустического оформления у меня уже имелся. Но тогда меня хватило только на то, чтобы рассчитать размеры корпуса для паспортной величины Fs, равной 65Гц. Свободного времени было очень мало, и я решил отложить изготовления АС до ллучших времен╗. Все это время динамик работал в акустическом экране в качестве центральном канала домашнего кинотеатра.

Последней каплей, подвигшей меня на сооружения данной АС, было появление данного сайта Игоря Свиридова,  на котором имелись статьи с описанием АС типа TQWP на различных широкополосных  головках и (о, чудо!), русскоязычной программы для расчета. Игорь так же просил присылать свои статьи по данной теме, и я решил, что лвремя пришло╗.

       2. Сам процесс

 Я был настолько решительно настроен, что даже неважные параметры моего 5ГД-1, полученные после серии измерений (Fs=100Гц, Qts=0,78)  меня не остановили. Я взялся за дело. Скачал программу Игоря и стал заносить параметры динамика. Тут меня ждал еще один лподводный камень╗  -  программе для  расчета требовалась величина диаметра диффузора, а у 5ГД-1 последний имеет эллиптическую форму. Но и тут все оказалось просто Ц программа через диаметр рассчитывает площадь диффузора динамика, и дальше в расчетах использует это значение. Поэтому, вспомнив аналитическую геометрию (как-никак, математический факультет за спиной) Ц посчитал диаметр круга,  имеющего ту же площадь, что и лэллипс╗ моего 5ГД-1. На всякий случай проконсультировался с автором в гостинной Ц оказалось, что я все сделал правильно. Кому интересно  - результаты расчета можно посмотреть здесь.

В качестве материала для корпуса использованы остатки стенок старого шкафа - ДСП толщиной 21мм (боковые панели) и 19мм (все остальные панели). Распиловка производилась на лциркулярке╗, поэтому проблем с прямыми углами не было. Процесс сборки корпуса аналогичен тому, что описан на японском сайте (ссылка имеется в соответствующем разделе данного ресурса). С учетом толщины материала в итоге получился ящичек с габаритами (в мм): 745-225-375 (высота-ширина-глубина).

 На приведенных ниже фото показан готовый корпус АС (без боковой стенки), покрытый резинобитумной мастикой и оклеенный линолеумом на войлочной основе (сам процесс оклейки описан чуть ниже). 

 Далее показан процесс оклейки линолеумом второй боковой панели:

 Сначала по краю панели были приклеены лМоментом╗ полоски тонкого изолона (такой толстый полиэтилен). Затем на панель был нанесен слой мастики. Через два дня (после того, как мастика подсохла) этой же мастикой (о-о-о-чень то-о-о-онким слоем) покрывались вырезанные заранее куски линолеума, которые затем приклеивались на свои места. Ну, и в завершение были удалены полоски изолона.

 Вот АС в сборе (правда, еще без отделки):

Далее показано заполнение корпуса ватой (осталась от старых 20АС-1) и сам 5ГД1-RRR  крупно:

Все сделано так, как описано в программе. Эффект от заполнения Ц впечатляет. Без заполнения из порта лезет всё, что попало. После заполнения Ц одни низкие частоты. Крысота! J

           Головка 5ГД-1 немного доработана:  с лицевой стороны удалены картонные  дуги, а на их место вклеено кольцо из 5-мм изолона. Такое же кольцо приклеено с внутренней стороны большого кольца корзины. Это позволяет не только подавить резонансный призвук стальной корзины, но и загерметизировать стык между корзиной головки и корпусом АС. Внутренние поверхности стоек корзины обклеены кусочками линолеума на войлочной основе.

На последнем фото хорошо видны самодельные кабели-косички, изготовленные из обрезков  сетевого кабеля 5-ой категории. 

3. Первые впечатления

 Прослушивание проводилось на классическом ламповом лоднотактнике╗ без общей ООС (6Н3П- 6П14П-ТВЗ-1-9) Источник Ц CD-проигрыватель лPioneerPD-S602. Про оркестровую классику сказать ничего не могу (личных записей нет), а вот камерные дуэты-трио-квартеты звучат здорово. Так же хорошо АС воспроизводит джаз и фолк. Для блюза и рок-н-рола одного 5ГД-1 уже не хватает Ц нет ни лнизов╗, ни лверхов╗.

4. Планы

      1)      Оклеить корпус АС лсамоклейкой╗ под цвет имеющейся мебели, изготовление фальш-панели и гриля.

2)      Приобрести качественные ВЧ-динамики. Еще на этапе расчетов вопрос о ВЧ-головке для данной АС был поставлен мной на форуме упомянутого выше А.Клячина. Александр посоветовал использовать головку Vifa D19SD-05-08). 

3)      Добыть второй такой динамик (одна радиола, к примеру, ждет меня в глухой деревне на границе Тверской и Новгородской областиЕ)  и изготовить вторую колонку.

4)      Изготовление активного сабвуфера на лчетверке резвых╗ 10ГД-30Б (20ГДН-1-8) и ламповом лдвухтактнике╗ (6Н2П, 6П36C).

 

 

Hosted by uCoz